Партнерский центр: партнеры и клиенты

Особенности конкурентной борьбы

Серьезный отпечаток на всю деятельность маркетинга американских фирм накладывают современные особен¬ности конкурентной борьбы. В свое время господство монополий существенно видоизменило механизм свобод¬ной конкуренции, обеспечивающей в начальный период развития капитализма выравнивание различий в техни¬ческом строении капиталов и, следовательно, в размерах прибылей, получаемых на равновеликий капитал. Одна¬ко в последние десятилетия современная НТР наложила отпечаток на деятельность монополий, на их отношения к возможности получения дополнительной (сверх той, которая получена в силу их монопольного положения на рынке прибыли от использования научно-технических достижений.
Здесь следует отметить два основных мо¬мента, учет которых необходим при организации марке¬тинга. Во-первых, НТР предоставила в распоряжение конкурентов новые возможности для отыскания путей обхода любой временной монополии, будь то рыночная, сырьевая, патентная или какая-либо другая. Иначе го¬воря, монополия, будучи при определенных обстоятель¬ствах препятствием для развития науки и техники, ис¬пользования их результатов, одновременно является и стимулом для других в их стремлении найти и внедрить другое, часто даже лучшее решение той или иной производственной, научно-технической и другой про¬блемы.
Во-вторых, прямая зависимость цены нового товара от его качества рассматривается компаниями как один из самых сильных стимулов непрерывного совершенст¬вования выпускаемой продукции, которое в настоящее время невозможно без проведения систематических НИОКР, постоянного накопления научно-технического потенциала и использования его в хозяйственной прак¬тике. При этом в концепции маркетинга закладывается возможность оправдания роста цен на свою продукцию улучшением качества изделий при полном отсутствии
качественных изменений либо при наличии лишь их видимости.
Новым моментом н деятельности маркетинга являет¬ся необходимость учета специфики конкуренции в от¬ношениях между фирмой-новатором и фирмами-после¬дователями. Последние, не разрабатывая самостоятель¬но нового товара, всегда готовы воспользоваться резуль¬татами исследований других компаний, причем иногда они добиваются большего успеха, чем новаторы.
Важная задача маркетинга компании-новатора за¬ключается в том, чтобы как можно дольше сохранить монополию на новую продукцию и самостоятельно осу¬ществлять ее реализацию, ибо чем большее число ком¬паний осваивает ту или иную новую продукцию, тем меньшую прибыль получает новатор. Поэтому фирмы-новаторы стремятся с помощью сохранения секретов производства, определенных экономических мероприя¬тий и юридических ограничений воспрепятствовать копированню освоенных ими новшеств другими компаниями.

Похожие страницы