Партнерский центр: партнеры и клиенты

Монопольное право

Одной из новых и чрезвычайно важных функций мар¬кетинга крупной наукоемкой фирмы является обеспече¬ние монопольного права собственности на новую про¬дукцию. Эта собственность оказывает двойственное влияние на процесс реализации новой продукции, учи¬тываемый в практике маркетинга. С одной стороны, она является необходимым условием его осуществления, по¬скольку именно частная собственность, в особенности формально закрепленная патентом, обеспечивает фирме на определенный период времени монопольное право на данное научно-техническое достижение и соответственно практически все коммерческие и иные выгоды, связан¬ные с его реализацией. Без подобной «защиты» получен¬ных результатов от конкурентов фирма, как правило, редко рискует взяться за разработку и тем более за внедрение новой продукции на рынке.
С другой стороны, монопольное право дает марке¬тингу возможность выбора стратегии: либо временно сдерживать распространение новшества, либо в течение Сравнительно длительного периода времени вообще не допускать нововведение до рынка. Действительно, аме¬риканские монополии, как правило, внедряют новую продукцию лишь тогда, когда это сулит им дополнитель¬ную (сверх имеющейся средней и монопольной) при¬быль либо если дальнейшее неиспользование нового угрожает прибылям и рыночным позициям компа¬нии.
Если фирма, имея патент на изобретение, не ис¬пользует его длительное время, ее могут принудить либо к его использованию, либо к продаже лицензий, либо вообще лишить права на патент. Наконец, сам факт опубликования патента подстегивает конкурентов к по¬иску других путей решения данной проблемы в «обход» патента. Тем не менее при прочих равных условиях ком¬паниям иногда бывает экономически невыгодно внедрять новую продукцию.
Право частной собственности на нововведения про¬является в отношении фирм к использованию лицензий на коммерческую реализацию результатов научных ис¬следовании, финансируемых правительством. Фирмы, выполняющие эти заказы, добиваются получения так называемых исключительных лицензий, дающих им од¬ним право на производство и выпуск на рынок новой продукции, разработанной по этим лицензиям. Если же на аналогичные результаты исследований выдаются про¬стые лицензии, как, например, это делается с целью по¬ощрения мелкого бизнеса, бесплатно и для всех желаю¬щих, фирмы по вполне понятным причинам не очень стремятся ими воспользоваться. В случае если фирма своевременно не оформила патент на исходное изобретение, а его использование оказалось коммерчески успешным, существует опасность безвозмездной имитации его фир¬мами-конкурентами.

Похожие страницы