Партнерский центр: партнеры и клиенты

Нововведение и процесс «диффузии нововведений»

Под нововведением мы понимаем научно-техническое достижение, материализованное в конкретном продукте труда, принятое потребителем и представляющее собой качественное улучшение этого продукта. Под нововведе¬нием в узком смысле понимается новая техника и техно¬логия, новые товары и услуги, производимые для проме¬жуточного и конечного потребления. Остановимся на ос¬новных особенностях этой сравнительно новой экономи¬ческой категории, которая определяет и особенности службы маркетинга.
Первое. Если считать общепринятым условное раз¬деление этапов научных исследований на фундаменталь¬ные, прикладные исследования и опытно-конструктор¬ские разработки, то теорией маркетинга признаются целесообразными и различия в результатах каждой ста¬дии, а именно в открытиях, изобретениях и разработ¬ках. Нововведение в общем случае является конечным, готовым для практического использования результатом преобразования научных идей и гипотез в открытия, изобретения, разработки. Другими словами, нововведения — это те разработки, которые, соответст¬вуя существующим требованиям к новизне и качеству продукции, конкретным условиям производства и по¬требления, благодаря активной деятельности «рискую¬щей» фирмы, находят коммерческое применение у потре¬бителя.
Второе. Оно заключается в том, что нововведе¬ние, воплощенное в конкретной материально-вещест¬венной форме, представляет собой прежде всего товар со всеми присущими ему свойствами. Здесь необходимо подчеркнуть именно эту сторону, поскольку очевидно, что для того чтобы потребители могли воспользоваться тем или иным нововведением, фирма должна его мате¬риализовать в товаре, а затем освоить его промышлен¬ное производство и сбыт. При прочих равных условиях освоения производство начинается тогда, когда научно-техническое достижение создано и материализовано в конкретном товаре (в виде опытного образца, техничес¬кой документации и т. п.), известны его отличительные особенности и параметры, предварительно оценены из¬держки его производства и способность потенциального рынка. Связь и учет всех этих факторов и условий и есть новая функция маркетинга.

Похожие страницы